Сегодня у нас был пустой урок, заболел наш биолог. Мы давно уже завели такое правило: как только пустой урок, весь класс выбирает учителя. Веди урок, будто ты в самом деле преподаватель. Это очень смешно получается. Чаще всего это кончается тем, что на шум прибегает директор.
Сегодня выбрали меня. Я сел за столик учителя, сделал вид, будто открываю журнал:
— Журавлева Валя, к доске!
Журавлева у нас самая маленькая в классе, но умница и дерется совсем как мальчишка.
— Запишите, пожалуйста, на доске условие задачи.
— Простите,— сказала она очень вежливо,— простите, но у нас сейчас биология, а не математика.
— Это будет биологическая задача.
Однажды в зоопарке я рассматривал зебр, серн, фламинго, нарвалов и бабочек. Всего я насчитал у них тридцать четыре ноги, четырнадцать
крыльев, девять хвостов, шесть рогов и восемь ушей,— я хочу сказать, наружных ушей, а не внутренних.
Сколько там было зебр? Сколько серн? Сколько фламинго? Сколько нарвалов? Сколько бабочек?
Ответ - продолжение:
— Гм! — сказала Журавлева. — Нужно иметь тридцать четыре головы, чтобы решить такую задачу. Попробую составить уравнения. Число зебр обозначим буквой х, а число серн — у, фламинго — z, нарвалов — u; бабочек— v.
Первое уравнение у нас будет ножное:
4 x + 4 y + 2 z + 6 v = 34.
— А почему ты пропустила нарвала? — крикнул кто-то с задней парты.
— У нарвала нет ног,— уверенно сказала Журавлева.— Теперь у нас будет крылатое уравнение. Или крыльевое? Как сказать?
— Как хочешь, лишь бы правильно составила.
Она написала:
2 z + 4 v = 14.
— Теперь хвостовое уравнение...
— Или хвостатое? — зашумели ребята.
Она написала:
x + y + z + u = 9.
— Теперь роговое. Вы, Александр Трататанович, конечно, считали, что у нарвала рог, хотя это, скорее, зуб или бивень, да вдобавок их у нарвала два, но один недоразвитый. Все же, поскольку нарвала обычно называют «морским единорогом», я буду считать его единорогом. Значит:
2 у + u = 6.
И, наконец, ушное уравнение:
2 х + 2 у = 8.
У Журавлевой получилась очень славная табличка — пять уравнений с пятью неизвестными:
ноги 4 x + 4 y + 2 z + 6 v = 34
крылья 2 z + 4 v = 14
хвосты x + y + z + u = 9
рога 2 у + u = 6
уши 2 х + 2 у = 8
Она посмотрела, посмотрела на табличку и говорит:
— Александр Трататанович, позвольте мне решать без алгебры. Тут хватит и арифметики.
— Пожалуйста, как хочешь.
— Я начну с ушей. Кроме зебр и серн, ни у кого тут нет ушей, а у них по два уха. Значит, зебр и серн вместе четыре. Допустим, что зебра у нас одна, а серн три. Этого уже не может быть.
— Почему?
— По рогам видно. У трех серн шесть рогов, а в условии сказано, что шесть рогов было у серн и у нарвалов вместе. Значит, не может быть, чтобы была одна зебра. Допустим, их было две. Тогда серн тоже было две, по ушам опять же. Значит, у серн было четыре рога и два у нарвалов. Значит, было два нарвала. Теперь попробуем посчитать хвосты: два хвоста у зебр, два у серн, два у нарвалов, а вместе с фламинго девять; значит, было три фламинго. Пока все сходится.
— Правильно,— говорю, — продолжай.
— Если было три фламинго, у них шесть крыльев. А всего у бабочек и у фламинго четырнадцать; значит, восемь крыльев принадлежат бабочкам, бабочек тоже было две! Вот мы все и узнали.
— Проверь по ногам,— предложил я Журавлевой.
— Восемь ног у зебр, да восемь ног у серн, да шесть у фламинго, да двенадцать у бабочек. Так и есть, тридцать четыре ноги!
— Молодец! — сказал я. — Ставлю тебе «отлично» сразу и по арифметике и по биологии. Первый раз вижу девчонку, которая знает, сколько ног у бабочек и сколько рогов у нарвала!
По привычке к нам заглянул директор.
— О,— говорит,— что-то у вас тихо сегодня! Чем это вы занимаетесь?
Тут ребята как крикнут на разные голоса:
— Алгеброй!
— Арифметикой!
— Биологией!